ИГОРЬ ЮЛЬЕВИЧ
ОЛЕЙНИКОВ
Российский художник-иллюстратор,
художник-постановщик анимационного кино

Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры

Почётный список Международного совета
по детской книге IBBY Honour List

Лауреат премии имени Х. К. Андерсена
Не люблю слово «творчество». Творчество — у начинающих художников, у меня — работа. Я вообще ещё не «нарисовался».
Все мои рисунки — для души, это и работа, и хобби.
Игорь Олейников
Игорь Юльевич Олейников родился
4 января 1953 года в подмосковном городе Люберцы.
В 1976 году окончил Московский институт химического машиностроения и затем несколько лет работал инженером
в проектном институте.
Его можно назвать художником самоучкой — профессионального образования он не получил, учился
у мамы-художницы по коврам и старших коллег на студии «Союзмультфильм».
Становление Игоря Олейникова как иллюстратора происходило в сферах,
не относящихся напрямую к книжной иллюстрации. Прежде всего, это мультипликация. За годы работы
в «Союзмультфильме» он освоил профессию не только мультипликатора,
но и художника-постановщика. Именно тогда он привык уделять внимание композиции, передавать выразительность движений, сложные ракурсы, позы, мимику запоминающихся персонажей.
С 1986 года параллельно с занятием анимацией Игорь Олейников активно сотрудничал в детских периодических изданиях: журналах «Миша», «Трамвай», «Куча-мала», «Улица Сезам», «Шаровая молния», «Спокойной ночи, малыши!»,
в альманахе «Колобок и Два жирафа»,
с многочисленными российскими
и зарубежными книжными издательствами.
С 2009 полностью посвятил себя детской книге.
Для детей надо рисовать так же, как и для взрослых.
На полном серьёзе, честно. Не пытаясь понравиться,
не заглядывая в глаза снизу вверх, главное, не сюсюкая.
Игорь Олейников
За два последних десятилетия Олейников проиллюстрировал произведения для детей и юношества таких писателей и поэтов, как А. Н. Толстой, И. А. Бродский, С. Л. Прокофьева, А. Усачев, Л. Яхнин, Р. Л. Стивенсон, Г. Х. Андерсен, Э. Лир, Ч. Диккенс, Д. Литгоу и многих других.

В числе наиболее интересных его работ искусствоведы называют иллюстрации к сказкам братьев Гримм, балладам о Робине Гуде, мифам и легендам Северной Европы, историям о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Игорь Юльевич Олейников
с Золотой медалью им. Х. К. Андерсена
В 2018 году Игорь Олейников был награжден одной из главных литературных премий мира в области детской литературы —
Золотой медалью им. Х. К. Андерсена за выдающиеся заслуги
и вклад в мировую литературу для детей и юношества.
Он стал вторым в России после Татьяны Алексеевны Мавриной обладателем этой престижной награды.
Ныне Игорь Олейников — вероятно, самый востребованный многочисленными издательствами художник. Сегодня он проиллюстрировал уже более сотни книг, с каждым годом все более востребованных читателями.
Причина все возрастающей популярности творчества художника, по мнению искусствоведов, в том, что после долгих поисков ему удалось найти синтез языка книги и кино и наглядно доказать необходимость «бумажной» книги в эпоху книг электронных.
Главное в творчестве Игоря Олейникова — движение; как художник он непрестанно эволюционирует, развивается, стремится к новому. Все его работы современны.
Это происходит благодаря лаконичной
и быстрой технике, а также острым и неожиданным ракурсам, которые использует художник.
Подход к работе у Олейникова лишен какой бы то ни было строгости и теоретических выкладок, он никогда не впадает в сентиментальность или украшательство.
Сухая кисть плюс гуашь в его руках становятся проявлением то хулиганского, то утонченного подхода.

Рисовать мусором, вениками или ветошью — вот техники близкие мастеру. И как результат — фирменный олейниковский ершисто-колючий штрих, передающий то озорную мягкость, то стремительную эмоциональность и еле сдерживаемое напряжение.
Фильмография
Художник-постановщик: «Мы с Шерлоком Холмсом» (1985), «Сказка о глупом муже» (1986), «Поползновение» (1987), «Сапожник и Русалка» (1989), «В поисках Олуэн» (1990), «Иона» (1996), «Волшебная кисточка» (1997), «Волшебная флейта» (1997), «Мир Хэми и Гофа» (2002), «Щелкунчик» (2003), «Беззаконие» (2009), «Как Новый год на свет появился» (2013).

Художник: «Тайна третьей планеты» (1981), «Халиф-аист» (1981), «Последняя охота» (1982), «Лев и бык» (1983), «Путешествие муравья» (1983), «Сказка о царе Салтане» (1984), «Королевский бутерброд» (1985), «Про Сидорова Вову» (1985), «Мартынко» (1987), «Медвежуть» (1988), «Беовульф: Анимированный эпос» (1998), «Подна и Подни» (2000), «Персефона» (2002), «Бумба» (2003), «Зинина прогулка» (2004), «Гармония» (2005), «Князь Владимир» (2006), «Ролли и Эльф. Невероятные приключения» (2007).
Ролли и эльф невероятные приключения (2007)

Где-то далеко, в дремучих скандинавских лесах проживает веселый сказочный народец — Ролли. Забот у Ролли никаких, а любимое занятие — устраивать друг другу веселые, хотя и не всегда безобидные розыгрыши.
Но беззаботная жизнь внезапно обрывается! В лес приходит страшная беда, грозящая погубить всех его обитателей. Единственный путь к спасению — отыскать волшебное сердце, но путь к нему полон опасных приключений — пройти его
и уберечь от гибели волшебную страну помогут только дружба и преданность!
Волшебная кисточка (1997)
Режиссёр Валерий Угаров. Художник-постановщик Игорь Олейников

Мультфильм по мотивам китайской сказки. Давным-давно в стране, где правил император, жил мальчик-сирота по имени Малян. Он мечтал стать известным художником. Но у него не было даже кисточки. Он рисовал угольком на плоских камнях и его рисунки были как живые. Однажды ночью во сне к нему пришёл призрачный старец и сказал: «Малян! У меня есть волшебная кисточка для тебя, только для тебя одного. Но помни, важно только то, что у тебя внутри. Рисуй сердцем!» Старец оставил кисточку и исчез. Наутро Малян увидел кисточку, побежал к пруду и на камне нарисовал карпа — и тот ожил и нырнул
в пруд. Мальчика привели к императору, и он приказал нарисовать груду золота. Но Малян хотел быть свободным художником…
Князь Владимир (2006)
Режиссер Юрий Кулаков. Художники Виктор Чугуевский, Игорь Олейников

Невиданная и загадочная древняя Русь, утопающая в красках первозданной природы и старинных праздников. Деревянные города и необъятные просторы, жестокие сражения и щедрые пиры, шумные ярмарки и грандиозные охоты.
На фоне всех этих исторических событий и удивительных приключений крепнет настоящая дружба и рождается первая любовь…
Художниками было разработано цветовое решение из множества цветных контуров и сложной заливки, выполненной по специальной технологии, соблюдающей гармоничное сочетание цвета в кадре. Персонажи обогащены сложной системой теней и светотеней, создающей объем рисованных персонажей. Готовых карандашных рисунков в фильме более 20 000.
Вообще, я рисую крайне непопулярно для современности — реалистично.
Люблю лаконичность, простоту. Лучше пусть будет изображен какой-то минимум, статика,
но она будет выразительная. Мне важно передать психологическое состояние персонажей. Хочу, чтобы, глядя на мои рисунки, дети фантазировали, у них работало воображение. В моих книгах иллюстрации получаются как кино, сказывается опыт работы в анимации. Во мне сидит режиссер, и я «снимаю» в книгах маленькие фильмы.
Игорь Олейников
2006 год был ознаменован одной из первых больших удач Игоря Олейникова в книжной графике
В тайваньском издательстве выходит «Соловей» Х. К. Андерсена. Зарубежные заказчики позволили художнику не ограничивать фантазию — и не пожалели о результате: получилась одна из самых задумчивых и нежных его книг, полная, как и сказка Андерсена, не исторической конкретики, а впечатлений от Востока.
Применённая художником техника хорошо сочеталась со сказкой: много воздуха, много дымки, облаков. Статичность картин оказалась как нельзя более уместной: по-восточному неспешный, медитативный темп рассказа не потерпел бы ненужной динамики, важнее было передать некое зафиксированное состояние.
В 2007 году ему заказали оформление книжки-картинки
о «великой американской мечте» — «Мышь Махалия идёт в колледж»
Книга о трудолюбивом мышонке, покорившем Гарвард, потребовала немалых усилий: представители американского издательства терпеливо разъясняли своё видение сюжетных поворотов и настаивали на документальной точности в важных деталях.
«Мышь Махалия идет в колледж» Джона Литгоу ознаменовала важную перемену в творчестве Олейникова: именно тогда он вернулся к прежней своей технике — гуашь в сочетании с сухой кистью, которая придала его рисункам удивительную фактурность. Книга стала в США бестселлером года по версии «The New York Times».
Кейт ДиКамилло «Приключения мышонка Десперо»
Герой книги мышонок Десперо в книге, вышедшей в «Махаоне»
в 2008 году, выглядит очень трогательным, но в нём виден твёрдый характер и упорство.
В отличие от своих сородичей он обладает храбрым
и благородным сердцем, а ещё любит читать и слушать музыку.
Андрей Усачёв «Котобой»
Правдивая история о приключениях котов на море и на суше. Яркими характерами обладают коты из этой книги. Вся гамма чувств выражена на их мордочках — начиная от радости и до отчаяния. Они смешные и очень характерные. Выдерживать такой баланс художнику очень непросто.
Кейт ДиКамилло
«Приключения мышонка Десперо»
В 2010 - 2013 годах одна за другой у Игоря Олейникова вышли сразу несколько выдающихся и заметных на общем фоне отечественного книгоиздания работ
Игорь Олейников всё уверенней чувствует себя в создании не просто отдельных иллюстраций, но всего комплекса книжного оформления.
Всё более и более его книги напоминают цельный организм, подчинённый единому ритму и стилю.

Яркие примеры тому — «Нос» (2011), «Мифы Северной Европы» (2011) и «Баллады о Робин Гуде» (2012).
Леонид Яхнин
«Мифы Северной Европы»
Даниил Хармс «Все бегут, летят и скачут»

Даниил Хармс ворвался в творчество Олейникова этим сборником, выпущенным издательством «Махаон» в 2011 году. Для сборника художник сделал исключение, соблюдя хронотоп. Советская повседневность 1930-х годов прошлого века здесь показана во всей красе, с архаичным чаепитием у самовара и  с ультрасовременными образцами машино-, корабле-
и дирижаблестроения.
Персонажи меняются на каждом развороте, и все они разные, но при этом чётко выдержаны в стилистике бытовой жизни России 1930-х годов.
С 2001 года издательство «Поляндрия» издаёт сказки нидерландского писателя Тоона Теллегена с моими рисунками. Сказки такие нежные, такие прозрачные, деликатные,
что там и рисовать-то вообще надо было чуть-чуть, слегка дополнить и всё.
Никаких перегрузок, только вот небольшой рисуночек и всё, потому что там всё в тексте. Тут удивительный лес, в котором живут разные животные, и они все без конца между собой общаются, разговаривают, здесь чудеса — обычное дело.
Причём степень взаимодействия несколько абсурдная какая-то. Там, например, белка может положить лапу на плечо слона… У каждого животного ярчайший свой характер!
Игорь Олейников
Тоон Теллеген
Не все умеют
падать
Тоон Теллеген
Неужели никто
не рассердится
Тоон Теллеген
Счастье
кузнечика
Тоон Теллеген
Письма только
для своих
Иосиф Бродский
"Баллада о маленьком буксире"
Отдельная тема в творчестве Игоря Олейникова — это иллюстрации к творчеству Иосифа Бродского.
В 2012 году многие читатели удивлённо переспрашивали в книжных магазинах: «Надо же, неужели Бродский что-то писал для детей?».
Крупноформатное, яркое, запоминающееся издание петербургской «Азбуки» вывело «Маленький буксир» Бродского к самой широкой публике. Олейников выступил здесь не просто как талантливый иллюстратор, но и как хороший режиссёр: выбрал нужный темп рассказа, показал всё постепенно и в нужном порядке.
«Ветхий Завет. Книга Иисуса Навина. Книга Судей Израилевых. Книга Руфи»
Художник смело перенес место действия из пустынных земель в земли белого безмолвия, где вместо лис бегают песцы, мертвецы становятся добычей белого медведя, а жизнь людей проходит в вигвамах, которых отродясь не бывало в Западной Палестине.
Хочется согласиться с метафорой леденящих ветхозаветных сюжетов, обретающих свое физическое воплощение в природе и быте сурового севера.
В то же время столь явное отступление от канона показывает, насколько непредсказуемо настроен внутренний взор художника.
Иллюстративные композиции Олейникова неизменно поражают уникальным фейерверком неисчерпаемой фантазии
Опираясь на богатый опыт работы аниматором, художник демонстрирует виртуозное мастерство «постановки» изображенных сцен, смело варьируя ракурсы, позы, масштаб и мимику своих героев, свободно населяющих пластически остро сочиненное пространство.
Используя чаще всего в иллюстрации как бы экспрессию «положений», Игорь Олейников нередко прибегает к легкому сюрреализму и гротескной метафорике, что в совокупности сообщает его работам хорошо узнаваемый авторский стиль.
Софья Прокофьева «Босая принцесса»
Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Paul
Photo by Lea
Photo by Fabrice
«Нианское чудовище»
Китайская сказка в пересказе Марии Ершовой
Сергей Коваленков «Миша и Синий Зонт»
А. С. Пушкин «Сказки»
Такого Пушкина вы еще не видели: современного, жесткого и почти брутального. Новая визуальная интерпретация сказок Пушкина — это знакомые с детства сказки в совершенно ином, взрослом прочтении.
Концепцию альтернативных, «страшных» сказок поддерживает графический дизайн книги, обложка c тисненными золотом 33 богатырями, форзацы, буквицы, колонцифры — все эти элементы макета дают новое, пограничное прочтение традиционной сказочной тематики.
В этом издании можно посмотреть на творчество классика по-взрослому, и помогают в этом атмосферные иллюстрации Игоря Олейникова. Фантазия глубоко переплетается с историей. Художник даёт понять, в каких реальных обстоятельствах жили герои сказок. Олейников «не следует за текстом, а идёт вместе с ним», благодаря чему мир сказки органично входит в современность. Похожие на раскадровку фильма, его жёсткие, реалистичные, почти репортажные иллюстрации заставляют читать давно знакомые тексты совсем не так, как мы привыкли в детстве.
Графические истории
Игорь Олейников «Лиса и Заяц»

Графический роман — синкретический жанр, в котором каждый найдет свое.
Графическая новелла Олейникова — самая любимая его книжная работа.
«Почему такие сильные и большие животные, как Медведь и Бык, и такое смелое животное, как Собака, испугались одной Лисы? И почему Лиса в свою очередь испугалась маленького Петуха? В этой книге я постарался объяснить эти почему» — рассказывает автор
Игорь Олейников «Теремок»

Каждому персонажу художник придумал свою предысторию, которая и привела разных животных в Теремок. Цветные иллюстрации здесь соседствуют с черно-белыми стоп-кадрами
в стилистике комиксов, широкие панорамы сменяются крупными планами, массовые сцены — портретами героев книги. Графический роман «Теремок» по мотивам сказки Владимира Даля «Мышка-норышка» с иллюстрациями Олейникова стал победителем национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растем» в 2018 году
«Гуси-лебеди»
Книга открывает серию «Пересказка»: хрестоматийные тексты в изложении современных художников. Идея серии родилась из огромной любви к картинкам — ведь лучше книги, в которой много красивых картинок, может быть только большая книга, целиком состоящая только из картинок! Фантазия художника, не спотыкаясь о жесткие привязки к тексту, выводит интерпретацию всем известного сюжета на новый уровень.
Трудно представить в современной книжной иллюстрации художника с большей внутренней свободой, чем Игорь Олейников. Его версия сказки «Гуси-лебеди» в формате «повзрослевшего комикса» стала многослойной драмой о взрослении.

Первое место в номинации «Арт-книга» конкурса «Книга года 2023»
Когда я работал только для детей, мне все время хотелось вставить «ключик» в голову ребенку, завести, чтобы фантазия заработала дальше. Чтобы он понимал, что не обязательно видеть в книжке только то, что написано, а можно придумывать что-то иное по этому тексту. Включить фантазию — вот, что мне хотелось. Чтобы ребенок мог развить уже готовый сюжет. Поэтому мне очень нравится брать известные вещи и преподносить их совсем по-другому, но точно основываясь на тексте. Это очень интересно. Я надеюсь, что эта сказка тоже будет развивать фантазию. Мне хочется, чтобы, когда смотрят на мои работы, задавались вопросами: «Почему?» и «Отчего?»
Игорь Олейников
Автор графической новеллы на основе русской народной сказки из собрания А. И. Афанасьева Игорь Олейников рассказывает о своей версии известной сказки, вышедшей в серии «Пересказка» от студии «Арбор».
Из этой книги вы узнаете, что за узоры выкладывают из яблок слуги, какой кисель считается скучным и почему версия с ёжиком лучше…
Монолог художника: Игорь Олейников о книге «Гуси-лебеди»
Издательская группа ARBOR
Шарль Перро «Сказки»
Софья Прокофьева
"Две невесты и любовный напиток"
Листайте, рассматривайте, читайте книги с иллюстрациями
Игоря Олейникова!
Я стараюсь в течение дня без перерыва работать, скучно иначе. Надо, чтобы голова была загружена всё время. Я экстраверт, и не могу долго сидеть и вырисовывать тщательно, долго-долго, по нескольку дней одну картинку, я взорвусь.

Учеников у меня нет. Я не умею учить, понимаете? Меня никто не учил. Я не знаю, как это делается. Не знаю, как учить, методику не знаю. Меня, как помнится, даже приглашали куда-то там попреподавать, но нет. Я плохой преподаватель. Я бы ломал через колено людей, наверное, и все. Нет, это плохо. Ну, может быть, это и хорошо.
Игорь Олейников
Избранная библиография
Для меня самым большим комплиментом читателя может стать удивленный возглас - ах! —
когда он открывает книгу с моими иллюстрациями...

Игорь Олейников

Made on
Tilda